Индивидуальные предприниматели и руководители организаций могут бесплатно получить квалифицированную электронную подпись в налоговой инспекции. Если этот вариант по тем или иным причинам не подходит, придется обращаться в один из аккредитованных удостоверяющих центров, которые, как правило, занимаются выпуском КЭП за определенную плату. В статье рассмотрим, как сделать электронную подпись бесплатно, какие способы для этого есть и что при этом следует учесть.
Банки, в которых можно получить электронную подпись
Электронная цифровая подпись: принцип работы и типы
Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — аналог собственноручной подписи, используемый для подписания различных электронных документов. В соответствии с действующим законодательством электронная подпись может быть простой или усиленной – неквалифицированной или квалифицированной.
С технической точки зрения ЭЦП — это зашифрованный файл с данными о владельце подписи и информацией о подписанном документе.
Типы электронной подписи:
Простая электронная подпись не предполагает шифрование информации вследствие чего является самой незащищенной и небезопасной. Такая подпись фиксирует факт подписания документа, но не гарантирует его подлинность и последующую неизменность. В силу своей ненадежности простую подпись лучше не применять для подписания важных финансовых и имущественных документов. Для придания юридической силы необходимо заключить соответствующее соглашение с участниками документооборота.
Неквалифицированная электронная подпись (НЭП) предусматривает обязательное шифрование и является более защищенной по сравнению с простой подписью. Дает возможность не просто понять, кто подписал документ, но и определить его подлинность и неизменность. Обычно НЭП используется во внутреннем документообороте или при взаимодействии с контрагентами. Как и в случае с простой подписью, для придания юридической силы НЭП требуется заключенное соглашение.
Квалифицированная электронная подпись (КЭП или УКЭП) — самая надежная, защищенная и безопасная подпись. Гарантирует подлинность и неизменность документа. Имеет ту же юридическую силу, что и рукописная подпись, причем заключать дополнительное соглашение не нужно.
Квалифицированная подпись позволяет совершать самое большое количество действий. В частности, с помощью КЭП руководители организаций и ИП могут взаимодействовать с органами государственной власти, заключать сделки, вести электронный документооборот и выполнять некоторые другие действия.
В общем виде весь процесс работы с КЭП выглядит следующим образом:
Подпись, записанная на специальную флешку-токен, вставляется в заранее подготовленный компьютер.
Открывается специальная программа для работы, загружается документ, который нужно подписать.
Выбирается необходимый сертификат на токене.
Документ подписывается и отправляется контрагенту или в государственный орган.
Предпринимателям для ведения бизнеса, как правило, требуется УКЭП, поэтому далее будет рассматривать именно ее.
Кто выдает цифровые подписи для бизнеса
Руководители организаций и индивидуальные предприниматели могут получить КЭП бесплатно в налоговой инспекции.
Альтернативный вариант — обратиться в удостоверяющий центр, являющийся доверенным лицом ФНС России и имеющий соответствующую аккредитацию.
Кто относится к доверенным лицам ФНС
Перечень доверенных лиц размещается только на официальном сайте ФНС России. Перед началом оформления УКЭП следует убедиться, что выбранный удостоверяющий центр имеет действующую аккредитацию и вправе выдавать электронные подписи. На данный момент доверенными лицами ФНС России являются удостоверяющий центр «Основание», а также крупные банки.
Банки, в которых можно получить КЭП
СберБанк
ВТБ
Тинькофф
Промсвязьбанк
Осуществляет бесплатный выпуск электронной подписи ИП и юридическим лицам при наличии соответствующего токена. Обязательное условие — стать клиентом СберБизнеса.
Выпускает ЭЦП для компаний и индивидуальных предпринимателей, заявка оформляется на сайте. Чтобы получить токен бесплатно, нужно открыть расчетный счет в ВТБ.
Заказать электронную подпись могут ИП и руководители компаний через личный кабинет Тинькофф Бизнеса. Токен бесплатный при получении его в точках выдачи Тинькофф в Москве.
ПСБ выпускает электронную подпись бесплатно при открытии расчетного счета ИП или ООО. USB-ключ можно приобрести в банке.
Кто может получить КЭП для бизнеса
Бесплатно получить ЭЦП в налоговой инспекции могут практически все индивидуальные предприниматели и руководители компаний. Банки, операторы платежных систем, инвестиционные фонды, ломбарды и некоторые другие организации оформляют УКЭП в удостоверяющем центре Центрального банка России.
Кроме этого, не могут сделать электронную подпись бесплатно через ИФНС сотрудники ИП и компаний, действующие на основании доверенности. Для получения УКЭП им необходимо обращаться в коммерческий аккредитованный удостоверяющий центр.
Документы для получения цифровой подписи руководителя или ИП
Независимо от выбранного удостоверяющего центра для оформления квалифицированной электронной подписи необходимо заполнить анкету. В ней нужно указать паспортные данные, ИНН, СНИЛС, адрес электронной почты и контактный номер мобильного телефона. При получении УКЭП с собой нужно взять паспорт.
Получить ЭЦП бесплатно можно в налоговой инспекции. Непосредственно за выпуск платить не нужно — понадобятся только токен и лицензия на КриптоПро CSP. Если у предпринимателя уже есть токен, а ранее приобретенная лицензия еще не истекла, оформить подпись можно абсолютно бесплатно.
Если в силу тех или иных причин получение УКЭП через налоговую невозможно, придется обращаться в аккредитованный удостоверяющий центр. В СберБанке, Тинькофф, ВТБ и Промсвязьбанке выпустить ЭЦП можно бесплатно, открыв расчетный счет для бизнеса.
Таким образом, квалифицированная электронная подпись — это удобный инструмент, способный существенно облегчить жизнь предпринимателям. Получить ЭЦП бесплатно можно в налоговой инспекции, а если этот вариант не подходит по тем или иным причинам — в банке или другой уполномоченной организации.
Расскажите о нас своим друзьям