Эквайринг — банковская услуга, позволяющая принимать оплату банковскими картами. Его наличие автоматически расширяет круг потенциальных клиентов ООО, поскольку предоставляет возможность работать не только с картами физических лиц, но и принимать платежи по корпоративным картам юридических лиц. Многочисленные аналитические исследования показываю, что с карты покупатель тратит на 15-20% больше за одну покупку, поскольку физически не ощущает уменьшение денег в руках или кошельке. В этой статье мы поговорим о том, кто обязан подключать эквайринг и существует ли ответственность за его отсутствие.
Эквайринг удобен и выгоден как для продавцов, так и для покупателей.
Виды эквайринга
Банковский сектор готов предложить оборудование для расчетов в безналичной форме любым компаниям с учетом целей и задач их бизнеса. Условно все оборудование можно разделить на группы по видам эквайринга:
торговый эквайринг использует стационарные терминалы, которые подключаются к электрической сети и интернету при помощи кабеля. Вариантов стационарных терминалов очень много, от небольших до многофункциональных, способных не только принимать оплату, но и формировать аналитические отчеты;
мобильный эквайринг работает с переносными устройствами, которые питаются от аккумулятора, заряжаются как простой смартфон, передают данные в банк через Wi-Fi. Удобны для разъездной торговли, доставки, заведений общепита и отелей;
интернет эквайринг предназначен для организации приема оплаты в онлайн-магазинах, соцсетях. Никакого оборудования в этом случает не требуется. Все сервисы работают через программное обеспечение, которое настраивают банковские сотрудники совместно с клиентом;
QR-код — это ещё один вариант приема безналичных платежей. Он предполагает считывание реквизитов на оплату с QR-кода, размещенного рядом с кассой или в другом, удобном для покупателя месте. Может использоваться в любом место, в том числе в точках розничной продажи.
Эквайринг — безопасный, выгодный и быстрый способ приема платежей.
Как работает эквайринг
Технически процесс оплаты при помощи терминалов представляет собой следующий алгоритм:
контакт карты с оборудованием запускает считывание с неё данных;
информация поступает в процессинговый центр эмитента карты;
банк проверяет наличие средств для оплаты на счете;
запрос подтверждения сделки путем введения покупателем ПИН-кода;
банк-эмитент списывает деньги со счета покупателя;
центр процессинговой обработки направляет сообщение о переводе в банк-эквайер;
терминал распечатывает чеки;
эквайер зачисляет деньги на счет продавца в сроки, оговоренные договором.
В процессе безналичной оплаты принимают участие следующие лица:
торговая точка — инициатор подключения эквайринга. Бизнесмен принимает решение принимать оплату в безналичной форме и устанавливает терминал в место реализации товаров;
эквайер — финансовая организация, предоставляющая услугу и аппаратуру. Обслуживает счет ООО, получает комиссию с оборота. Отвечает за техническую исправность оборудования и предоставляет все возможные варианты оплаты;
эмитент — кредитная организация, выпустившая пластиковую карту или открывшая счет для покупателя.
Способы оплаты
Оборудование, предназначенное для работы эквайринга, позволяет принимать оплату различными способами:
пластиковые карты — Visa, MasterCard, МИР, другие платежные системы;
бесконтактные платежные системы — Mastercard PayPass, Visa PayWave, NFC (ApplePay и SamsungPay);
бесконтактные формы считывания данных — смартфон, смарт-часы и так далее.
Мобильные терминалы принимают платежи с карт любых платежных систем, а также с цифровых карт и платежных сервисов.
Обязанность подключения эквайринга
В закон «О защите прав потребителей» планировалось ввести поправки, обязывающие все торговые точки без исключения принимать безналичную оплату, начиная с 1 июля 2020 года. Однако инициатива была отложена до 1 января 2023 года и получила поэтапное введение:
с 1 января 2020 года — точки продаж с оборотом более 20 млн рублей;
с 1 января 2021 года — с оборотом более 10 млн рублей;
с 1 января 2022 года — с оборотом от 5 млн рублей;
с 1 января 2023 года — все точки продажи.
Предусмотрена административная ответственность ИП, ООО и должностных лиц за неисполнение требований закона.
Основные причины отказа от эквайринга
На сегодняшний день остаются бизнесмены, которые категорически против подключения эквайринга по следующим причинам:
маленький оборот и незначительный средний чек превращает услугу с зачислением денег на счет в банке в экономически невыгодную;
большой средний чек и жалко переплачивать банку процент за перевод денег — существуют различные тарифы и можно подобрать для себя приемлемые цены;
редкие оплаты безналичным способом не перекрывают расходы на покупку или аренду терминала и его обслуживание.
С этим банком легко и быстро освоила эквайринг. Сотрудники настроили все необходимое оборудование, научили им пользоваться. Менеджеры банка сопровождали нас на каждом этапе работы, всегда быстро отвечали на вопросы и поддерживали. Работаем с эквайрингом уже несколько месяцев, стало больше клиентов, возросла прибыль - теперь не ограничиваем клиентов наличным расчетом и получаем больше отклика.
Открыла счёт и оформила эквайринг в данном банке. Для малого бизнеса условия вполне удобные, нравится быстрое поступление денежных средств на счёт. К минусам могу отнести мобильное приложение, не хватает некоторых функций.
Пару месяцев работаю с МТС банком (эквайринг). Очень доволен своим менеджером – решает самые сложные задачи, отвечает на все возможные вопросы, связанные с эквайрингом. Рекомендую банк.
Заявку подал, на следующий день уже можно принимать платежи через онлайн-эквайринг. Насчет этого — скорость впечатляющая. А вот из минусов могу выделить только то, что при достижении определенного оборота на протяжении месяца сумма комиссии по платежам возрастает почти в 2 раза. И на этом внимание никто не акцентировал, когда я изначально обращался в банк. Но все же должен упомянуть, что сводная таблица на официальном сайте имеется, так что можно списать на мою невнимательность просто. Ну и предупреждение в интернет-банкинге о лимите тоже есть.
Моя фирма принимает онлайн-платежи через веб-сайт и в определенный момент я решил сделать все эти процедуры более безопасными и улучшить обработку платежей. По совету знакомых выбрал интернет-эквайринг от Уралсиб. Знакомый ИП уже долгое время успешно пользуется услугами Уралсиба, включая эквайринг. Поскольку мы не могли сами разобраться со всеми техническими аспектами, обратились за помощью к менеджерам банка. Подключение оперативное, бесплатное. Деньги от операций поступают на наш счет без задержек. Удобно, что можно использовать разные платежные системы, в том числе СБП. Но хотел бы отметить, что стоимость этой услуги довольно высока (лично для меня). Комиссия за каждый платеж – почти 1%.
Я очень доволен эквайрингом в Альфа Банке. Получил детальную консультацию по использованию эквайринговых терминалов, после чего они были доставлены, подключены и настроены. Я выбрал тариф с техподдержкой, так что в случае проблем я могу обратиться за помощью к специалистам Альфы. Оплата проводится без проблем, что очень удобно. Рекомендую эквайринг этого банка всем, кто ищет надежного и удобного провайдера платежных услуг. На страте предпринимательства у меня не было сомнений в выборе банка. В Альфе лучшие условия и по эквайрингу, и по кассовому обслуживанию. Банк часто идет на уступки, сотрудники помогают решить вопросы, консультируют и направляют. Моя оценка – отлично.
Приятно удивлен данным банком в плане эквайринга. Терминал устанавливают и настраивают реально в течение часа. Комиссия всегда одна — от 1,3% с оборота. Платежи с электронных кошельков тоже успешно проходят. Все налоги, транзакции, электронные чеки — все это есть в электронном кабинете, также можно посмотреть через мобильное приложение. Ну и все кассы нормально синхронизируются с 1С на сервере. По сути, можно вообще обойтись без найма бухгалтера. Вся документация с уже подготовленными расчетами выгружается в ФНС автоматически!
Пользуемся их эквайрингом давно, работает все безупречно. Но были задержки с заменой и добавлением новых платежных терминалов. Рассчитывала, что это займет всего несколько дней, но в итоге растянулось на целых 2 недели. При этом дополнительно пришлось оплачивать стоимость тех самых дополнительных терминалов. Ну зато теперь по ним нет арендной платы. Связь с поддержкой есть постоянно, вот только не всегда дают адекватные ответы. Мол, спрашиваешь о том, есть ли данные о платеже, а отвечают, что обслуживание транзакции может занимать до 72 часов.
Устанавливали в моем кафе специальное оборудование для эквайринга. Было много переживаний, но все было сделано быстро и просто. При подключении нам подробно рассказали, как работать с клиентами и предложили свою помощь в случае возникновения проблем. Теперь наши клиенты могут спокойно рассчитываться картой.
Долго искала банк с выгодными условиями обслуживания терминала в магазине и остановилась на Простобанке. Нравится работа менеджеров, объясняют всё простым языком, внушают доверие. Есть желание продолжать сотрудничество.