Строить бизнес с нуля — сложно и долго, поэтому многие предприниматели приобретают франшизу уже готового бизнеса. Они получают не только громкое название, но и эффективные маркетинговые инструменты, регламенты, схему ведения бизнеса, которые помогают заработать. В статье собрали все о франшизе: что это, виды франшиз и примеры.
Что такое франшиза в бизнесе
Это взаимовыгодное партнерство, согласно которому владелец бизнеса предоставляет другому предпринимателю возможность использовать свой бренд и модель бизнеса за фиксированную плату. Для предпринимателя это хорошая возможность начать заниматься собственным делом, используя готовые инструменты: рекламные материалы, фирменный стиль и атрибутику марки, обучение сотрудников, схемы и так далее.
Организация, которая продает свою франшизу — франчайзер. Самыми известными франчайзерами являются ресторан быстрого питания Макдональдс, магазин 7-eleven, Subway, KFC, 1С, Starbucks и другие известные по всему миру бренды.
Кто такой франчайзи: это предприниматель, покупающий франшизу. Как правило, это локальный бизнес, который может открыть одну или несколько точек в своем городе или стране.
Например, более 1,5 млн клиентов пользуются франшизой 1С по всему миру, а франшизы Макдональдса представлены в 119 странах.
Как работает франшиза
Между франчайзером и франчайзи заключается договор с прописанными условиями. Франчайзер обязуется разрешить использование своей торговой марки, а также делиться технологиями и стандартами, оказывает помощь и поддержку франчайзи. За это покупатель франшизы вносит паушальный взнос и роялти.
Паушальный взнос — это вступительный платеж за франшизу, который вносится один раз при заключении договора или в срок до 30 дней после его заключения.
Также у начинающих предпринимателей возникает вопрос: роялти во франшизе, что это? Роялти представляет собой ежемесячные платежи за использование марки. Роялти по франшизе может быть фиксированным или зависеть от прибыли компании. Во втором случае размер комиссии составляет примерно 4-6% от прибыли.
Франчайзинг и франшиза: в чем разница
Часто предприниматели не до конца понимают, что означает франшиза и что значит франчайзинг, из-за чего может возникнуть путаница. На самом деле, все просто: нужно разобраться с определениями этих понятий, и все встанет на свои места.
Франчайзинг — это ведение бизнеса под известным брендом. Является видом договорных отношений между правообладателем марки и покупателем. Франшиза представляет собой именно объект договора. Чаще всего это подробно описанная бизнес-модель бренда.
Франшиза: плюсы и минусы
Преимущества франшизы
Большой шанс на успех бизнеса
Если приобрести франшизу известного и раскрученного бренда, риск провалиться меньше, чем при запуске бизнеса с нуля под никому неизвестной маркой. Особенно это актуально в сфере предоставления услуг. Согласно статистике более 80% стартапов прогорают в течение первых 3-4 лет после открытия. С франшизой дела обстоят лучше, главное — покупать франшизу бизнеса, который работает более 5 лет.
Рабочая схема
Не нужно изобретать велосипед и учиться на своих ошибках. Франчайзер предлагает уже готовую бизнес-модель, обкатанную на себе. В результате вы получите готовый бизнес с налаженными поставками продукции, разработанной маркетинговой стратегией, сайтом и так далее. Вам не придется тратить время, чтобы разбираться в этом самостоятельно. Также франчайзеры часто оказывают консультационные услуги и помогают выйти из кризиса, если он возникает в процессе ведения деятельности.
Узнаваемость марки и минимум затрат на рекламу
Поскольку вы покупаете уже известный бренд, вам не нужно будет вкладывать деньги в рекламу. О вас уже будут знать потенциальные покупатели. Вам останется только поддерживать качество на достойном уровне, чтобы клиенты возвращались к вам.
База поставщиков
Вы можете использовать уже проверенные контакты для заказа продукции. При этом часто поставщики делают скидку крупным брендам за счет большого объема закупок.
Несмотря на большое количество плюсов франшизы для бизнеса, есть и минусы, о которых нужно знать перед заключением договора:
во-первых, вы не сможете управлять бизнесом на 100%, поскольку вам нужно придерживаться стандартов франчайзера. Это значит, что вы не сможете сами выбрать поставщика или изменить рецептуру блюда, ввести новое меню, использовать другие цвета в оформлении витрины и так далее;
во-вторых, франчайзер тщательно следит за соблюдением стандартов качества и регулярно проводит проверку. При выявлении несоответствий франчайзи может быть выписан штраф, размер которого регламентируется договором. В некоторых случаях франчайзер может даже расторгнуть договор, например, при выявлении большого количества нарушений и их несвоевременном устранении;
в-третьих, бизнес по франшизе нельзя продать третьим лицам. Это серьезное ограничение, по условиям которого договор придется либо постоянно продлевать, либо расторгать и оставлять торговую точку франчайзеру, теряя свои деньги;
в-четвертых, помимо единовременного взноса, франчайзи каждый месяц отчисляет роялти франшизодателю. Отказаться от отчислений невозможно, поскольку в этом случае договор аннулируется.
Виды франчайзинга
Производственная
Расходы на изготовление продукции берет на себя франчайзи, при этом качество продукции должно соответствовать стандартам бренда. Важно соблюдать все технологии производства.
Товарная
Франчайзи реализует товары под товарным знаком франшизодателя. Простыми словами, это перепродажа товаров. В отличие от производственной франшизы предприниматель ничего не производит сам.
Франшиза в сфере услуг
В данный вид входит огромное количество сфер: бьюти-услуги, рестораны, услуги адвокатов и агентов по недвижимости и так далее. В некоторых случаях достаточно просто арендовать помещение и сделать ремонт в корпоративных цветах. В других случаях требуются более серьезные затраты, например, при открытии спортивного клуба.
Как получить франшизу и оплачивать ее
Для получения франшизы необходимо заключить договор и внести паушальный взнос, установленный франшизодателем. Его размер зависит известности бренда и входящих в пакете фрашзины услуг. Также франчайзи каждый месяц вносит платеж — фиксированный или процент от прибыли.
Расскажите о нас своим друзьям