Для эффективного развития любой компании требуются грамотные действия и контроль со стороны руководства. Помочь с этим может бизнес-анализ, нацеленный на выявление проблем и определение приоритетных направлений развития. Далее рассмотрим, что такое анализ бизнес-процессов компании, для чего он нужен и как проводится.
Бизнес-анализ: что это и для чего нужен
Бизнес-анализ — это детальное изучение и оценка внутренних процессов компании. Основная задача всей процедуры — выявить имеющиеся проблемы, понять, какие элементы требуют изменений и сделать возможным их проведение.
Грамотно проведенный анализ эффективности бизнес-процессов позволит:
выявить проблемы и найти оптимальное решение для их устранения. Благодаря этому повышается общая эффективность и результативность компании;
сократить расходы на реализацию проектов. В результате увеличивается прибыль бизнеса, что положительно сказывается на его развитии и конкурентном преимуществе;
своевременно закончить работу над проектом. Общий анализ деятельности организации позволит понять, какие процессы нужно оптимизировать и как лучше распределить имеющиеся ресурсы для более эффективной работы;
повысить эффективность работы конкретного отдела и увеличить общую производительность всего предприятия;
своевременно принять грамотное решение. Проведенный бизнес-анализ дает общее представление о положении дел в компании и наличии каких-либо проблем. Благодаря этому стейкхолдеры могут оперативно реагировать на происходящие изменения.
Исторически сложилось, что на протяжении длительного времени бизнес-анализ был наиболее востребован и активнее всего развивался в области информационных технологий, однако сегодня он используется и в других сферах.
При наличии штатных экспертов-аналитиков исследование может проводиться собственными силами компании. Если же таких специалистов нет, то их приглашают из сторонней организации.
Как проводят анализ бизнес-процессов компании
Бизнес-анализ, как инструмент устойчивого развития организации, должен обязательно включать в себя следующие шаги:
подготовительный этап — планирование всей процедуры, постановка целей и задач, подбор информационного обеспечения и критериев оценки эффективности, выявление ключевых заинтересованных сторон;
поиск сведений по хозяйствующему субъекту, включая установление требований стейкхолдеров и сбор информации о состоянии внешней и внутренней среды;
анализ текущего состояния компании, состоящий из изучения внешней и внутренней среды предприятия, определения рисков, рассмотрения видов капиталов и связанных с ним стейкхолдеров, анализа сбалансированности интересов стейкхолдеров и выявления бизнес-проблем;
оценка перспектив и возможностей роста, определение желаемого будущего состояния компании;
разработка рекомендаций по устойчивому развитию компании, внедрение стратегии изменений: подготовка вариантов решений и выбор наиболее оптимального, корректировка бизнес-модели, составление плана реализации выбранной стратегии;
мониторинг и оценка эффективности проведенных изменений. По итогу должны быть подготовлены рекомендации по принятию ценных управленческих решений.
Представленные этапы бизнес-анализа являются примерными и на практике все зависит от специфики предприятия и особенностей конкретного случая.
Продолжительность бизнес-анализа компании зависит от масштаба проекта и поставленных целей. Например, при проведении исследования IT-проекта можно ориентироваться на следующие данные:
Простой сервис, состоящий из пользовательского интерфейса и административной панели, например, приложение доставки еды, потребует порядка 40 часов работы аналитика.
На анализ сервиса с двумя типами пользователей, например, маркетплейса, уйдет более 100 часов рабочего времени.
CRM- или ERP-системы, рассчитанные на большое количество разнообразных пользователей с различными возможностями и ролями требуют не менее 120 часов на изучение.
Наиболее трудоемкими являются крупные индивидуальные проекты и BI-системы, например, центры обработки данных в корпорациях — на их анализ понадобится 160-200 часов.
Чтобы избежать возможных разногласий, на начальном этапе планирования нужно максимально подробно оговорить цели, результаты и сроки выполнения работы.
Анализ эффективности бизнес-процессов: результаты
Грамотно проведенный анализ бизнес-процессов компании покажет:
финансовое состояние конкретных отделов или бизнеса в целом;
показатели эффективности;
состояние текущих активов и пассивов компании;
наличие проблем, причины их возникновения и оптимальные способы решения.
Все результаты могут быть отражены тезисно в виде отчетов с конкретными цифрами или графически. Полученные сведения помогут повысить общую эффективность компании и увеличить имеющиеся конкурентные преимущества.
Расскажите о нас своим друзьям