Составление грамотного бизнес-плана является важным этапом начала любого бизнеса, будь это небольшая пекарня или крупное производство. Как написать бизнес-план и что обязательно нужно в нем учесть, расскажем далее.
Что такое бизнес-план и для чего он нужен
Предприниматель Инна Зубрицкая отмечает, что бизнес-план — это комплексный документ, в котором излагаются цели, стратегии и финансовые прогнозы бизнеса.
По мнению основателя и СЕО stress free IT-студии «Карма Софт» Максима Кузьмина, бизнес-план нужен для предварительной оценки рентабельности, потенциала бизнеса и эффективности действий в процессе реализации.
«Бизнес-план помогает предпринимателям прояснить свою бизнес-идею, определить целевой рынок, проанализировать конкуренцию, разработать маркетинговую стратегию и определить финансовую жизнеспособность. Кроме того, это часто требуется инвесторам, кредиторам или партнерам при поиске финансирования или поддержки», — говорит Инна Зубрицкая.
Бизнес-план служит дорожной картой для предпринимателей, позволяющей направлять свою деятельность, обеспечивать финансирование и принимать обоснованные решения.
Из чего состоит бизнес-план
Бизнес-психолог Татьяна Клец сообщила, что бизнес-план состоит из следующих разделов:
Сводная информация о проекте: краткое описание бизнеса, его целей и задач.
Анализ рынка и конкурентной среды: исследование рынка, анализ целевой аудитории, конкурентов и их преимуществ.
Описание продукта или услуги: основные характеристики, преимущества, цена.
Маркетинговая стратегия: план по привлечению и удержанию клиентов, стратегии продвижения и рекламы.
Организационная структура и управление: описание команды, роли и обязанности сотрудников, план найма.
Максим Кузьмин подробнее рассказал о том, что должны содержать разделы бизнес-плана:
Обоснование и исследование ценности бизнеса и его продукта. Стоит исследовать, есть ли реальная потребность продукте. Чтобы это сделать, нужно сделать анализ конкурентов, провести опрос потенциальных клиентов и покупателей конкурентов. Обязательно, чтобы в результате был фактор роста выбранного рынка и фактор дефицита предложения, подчеркивает эксперт.
Подробное описание самого продукта с его преимуществами перед продуктами конкурентов с четким обоснованием и описанием инструментария, который создает эти преимущества.
Описание производственной части продукта: кто и как его будет создавать. Как отмечает Кузьмин, в этой части важно описать особенности и алгоритмы производственного процесса, который обеспечивают продукт и обладают конкурентными преимуществами. А также определить, какой человек подходит на роль управленца по этому процессу.
Описание лидогенерации: кто и как будет создавать поток заявок на продукт. Отобразите все каналы привлечения клиентов; алгоритмы и инструменты аналитики метрик по ним; потенциальные гипотезы тестирования и проверенные инструменты коллег по рынку. И снова определите, какой человек подходит на роль управленца по этому процессу.
Описание продаж: кто и как будет продавать продукт. Исходя из особенностей самого продукта и портрета потенциальных клиентов, нужно понять инструментарий и алгоритмы продаж. И опять определить, какой человек подходит на роль управленца по продажам.
Описание финансовой модели бизнеса: себестоимости; постоянных и переменных расходов; зарплат; маржинальности; средних чеков и ожидаемой прибыльности. Сделайте подробную декомпозицию финансовой модели, это крайне важный инструмент, который часто помогает скорректировать и показать недостатки текущей бизнес-модели.
«Для декомпозиции определите, к каким результатам по прибыли идете и какие экономические показатели для этого сгодятся: сколько продаж с каким чеком и маржинальностью нужно сделать, чтобы достичь желаемых показателей по прибыли», — советует Максим Кузьмин.
7. Описание реализации финансирования бизнес-плана: расчет первичных затрат и инвестиций до выхода в «безубыток». Пункт важен для понимания собственных сил и оценки, понадобится ли привлекать венчурные инвестиции.
Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция
Чтобы написать бизнес-план, нужно следовать следующей инструкции:
Начните с резюме, в котором суммируются основные пункты вашего плана.
Опишите свой бизнес, его продукты/услуги и целевой рынок.
Проведите тщательное исследование рынка, чтобы понять тенденции отрасли и конкуренцию.
Опишите свою организационную структуру и управленческую команду.
Разработайте стратегию маркетинга и продаж, включая методы ценообразования, продвижения и распространения.
Определите необходимое финансирование и объясните, как оно будет использовано.
Подготовьте подробные финансовые прогнозы, включая отчеты о прибылях и убытках, прогнозы движения денежных средств и балансовые отчеты.
Просмотрите и пересмотрите свой план, чтобы обеспечить ясность, точность и последовательность.
Включите приложение с соответствующими подтверждающими документами.
Получите обратную связь от наставников или консультантов и внесите необходимые изменения.
Расскажите о нас своим друзьям