В этой статье мы объясним, почему открыть ИП на двух человек невозможно, какие риски влечет за собой неформальное сотрудничество и какие существуют законные альтернативы для ведения бизнеса совместно.
В этой статье мы объясним, почему открыть ИП на двух человек невозможно, какие риски влечет за собой неформальное сотрудничество и какие существуют законные альтернативы для ведения бизнеса совместно.
Статус индивидуального предпринимателя (ИП) присваивается физическому лицу, позволяя ему вести законную предпринимательскую деятельность. Разделить этот статус на двоих невозможно, соответственно, открыть ИП на двух человек также нельзя. Передача статуса ИП другому лицу или его аренда также запрещены.
Нередко партнеры по бизнесу пытаются обойти это ограничение: один регистрирует ИП, а второй участвует в деятельности неформально, вкладывая деньги, труд или опыт. Однако такой подход чреват серьезными проблемами.
Риски неформального сотрудничества
Главная проблема — отсутствие правовой базы для регулирования отношений между партнерами. Распределение прибыли, убытков, прав и обязанностей регламентируется только для официального участника (ИП). В случае возникновения конфликтов интересов, защита прав неформального участника практически невозможна. Если бизнес понесет убытки и будет задолжать контрагентам, ответственность за все обязательства понесет только зарегистрированный ИП, рискуя всем своим имуществом (квартирой, автомобилем и т.д.). При этом неформальный партнер не несет никакой ответственности, но и не имеет законных прав на прибыль.
Ответственность незарегистрированного партнера
Участие в предпринимательской деятельности без соответствующей регистрации влечет за собой риск привлечения к административной, налоговой и даже уголовной ответственности за незаконное предпринимательство. Более подробную информацию вы можете найти в нашей статье «Ответственность за нелегальный бизнес».
Конечно, можно оформить отношения между партнерами как целевой заем или трудовые отношения (наемный работник). Однако эти способы не предполагают равноправного партнерства. К счастью, существуют и другие, более подходящие варианты официального сотрудничества.
Для легального привлечения партнеров, инвестиций и справедливого распределения прав, обязанностей и прибыли, наиболее подходящими вариантами являются общество с ограниченной ответственностью (ООО) и простое товарищество (ПТ). Рассмотрим каждый из них подробнее.
ООО – это юридическое лицо, самостоятельный субъект с собственными правами, обязанностями и имуществом. Регистрация ООО возможна на двух и более участников.
ООО предоставляет эффективные инструменты для планирования бизнеса, хотя и является более сложной и дорогостоящей формой сотрудничества, чем ИП. Эти инструменты позволяют минимизировать риски и заранее урегулировать потенциальные спорные вопросы.
Для этого необходимо разработать устав организации, где следует прописать важные аспекты: порядок принятия решений (например, сколько голосов необходимо для продажи доли, избрания директора или распределения прибыли); наследование доли; механизмы разрешения корпоративных конфликтов.
Процедура регистрации ООО включает в себя подготовку пакета документов: устав, протокол общего собрания учредителей, договор об учреждении, заявление по форме Р11001. Все документы подаются в ИФНС.
При регистрации ООО создается уставный капитал, доли в котором распределяются между участниками. Размер доли определяет объем прав участника (право управления, на получение дивидендов, на имущество при ликвидации).
Для ООО доступны следующие системы налогообложения: ОСНО (общая система налогообложения), УСН (упрощенная система налогообложения) 6% или 15%, ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). НПД (налог на профессиональный доход) и ПСН (патентная система налогообложения) для ООО не подходят. ООО обязано вести бухгалтерский учет.
Как правило, учредители ООО не отвечают по долгам компании своим личным имуществом, ответственность ограничивается имуществом самой фирмы. Исключение составляет субсидиарная ответственность, которая может быть применена судом в случае банкротства, если будет доказано, что сделки заключались с заведомым знанием о невозможности их выполнения. В таком случае, директор или участник с существенной долей в уставном капитале могут понести ответственность и своим личным имуществом.
Средства на счетах ООО являются собственностью юридического лица и облагаются налогом на прибыль. Вывести средства можно, главным образом, в виде дивидендов, выплачиваемых участникам (обычно ежеквартально или реже), с которых удерживается 13% НДФЛ. Если участники также являются наемными работниками (например, директор или заместитель), необходимо уплачивать за них страховые взносы. Более подробную информацию о выводе средств со счета ООО вы найдете в нашей статье «Как снять деньги с расчетного счета ООО».
Простое товарищество представляет собой объединение индивидуальных предпринимателей или юридических лиц для осуществления совместной деятельности с целью получения прибыли. Регистрация ПТ не требуется, достаточно заключения договора о совместной деятельности. Важно отметить, что простое товарищество не является юридическим лицом. Участники ПТ называются товарищами. Физические лица, не имеющие статуса ИП, не могут участвовать в простом товариществе.
Принципы работы простого товарищества:
Для выбора оптимальной организационно-правовой формы для открытия расчетного счета и ведения бизнеса сравним ключевые характеристики ООО и товарищества в табличной форме. В данной статье мы сосредоточимся на сравнении с ООО, поскольку товарищества значительно реже используются в банковской практике.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО)
Простое товарищество
Выбор между ООО и простым товариществом (ПТ) зависит от специфики бизнеса и индивидуальных предпочтений партнеров. В некоторых ситуациях организация бизнеса в форме ООО будет более выгодной, в других – простое товарищество. Наиболее простой способ организации ПТ – регистрация каждого участника в качестве индивидуального предпринимателя (ИП).
Расскажите о нас своим друзьям