Для формирования работающих целей стоит использовать систему SMART. С ее помощью можно систематизировать и упорядочить задачи и спрогнозировать результат. Из статьи вы узнаете о постановке целей по SMART, критериях и других особенностях.
Для формирования работающих целей стоит использовать систему SMART. С ее помощью можно систематизировать и упорядочить задачи и спрогнозировать результат. Из статьи вы узнаете о постановке целей по SMART, критериях и других особенностях.
SMART — это технология, используемая для постановки целей, которая позволяет сформулировать конкретную задачу и измерить ее по нескольким показателям, а также определить сроки выполнения и ресурсы, необходимые для ее выполнения. Участники задачи получают подробный план действий, который нужно выполнить, чтобы достичь результата.
Название методики представляет собой аббревиатуру. Каждая из пяти букв означает определенный показатель. Умная цель должна соответствовать 5 критериям: быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой и иметь ограничение по времени. Рассмотрим расшифровку SMART цели более подробно.
Specific (конкретная)
Важно, чтобы ваши цели по SMART были конкретными, поскольку это увеличивает шанс их выполнения. Это значит, что при постановки цели нужно сразу определить, какой конкретно результат вы планируете получить. Для формулирования цели нужно ответить всего на 3 простых вопроса:
При постановке целей нужно руководствоваться одним правилом: «Одна цель — один результат».
Measurable (измеримая)
Важное правило: цель необходимо измерить. На этапе разработки цели нужно сразу обозначить критерии, с помощью которых ее можно измерить. В этом помогут 2 вопроса, на которые вы должны ответить:
Главное устанавливать реальные сроки и критерии достижения, иначе вы рискуете попасть в ловушку и не достигнуть желаемых показателей. При этом на выполнение задачи по SMART будет затрачено много ресурсов.
Читайте также: Скрипты продаж: для чего нужны и как создаются.
Achievable (достижимая)
Ваша цель должна быть реалистичной и достижимой. Ведь если цель нельзя достичь, шанс ее выполнения будет минимальным. В результате это приведет к демотивации исполнителей. Для руководителя это грозит профессиональным выгоранием сотрудников и увольнениями. Чтобы определить достижимость цели следует учитывать прошлый опыт с учетом имеющихся ресурсов и ограничений. Например, нужно учитывать сезонность, экономическую ситуацию в стране и другие факторы, которые могут негативно повлиять на реализацию задачи по SMART.
Ограничения — это финансовые вложения, трудовые и временные ресурсы, опыт и квалификация исполнителя и т. д.
Relevant (значимая)
Цель должна быть значимой для бизнеса. Для определения значимости следует подумать о том, какую пользу и выгоду принесет выполнение задачи для бизнеса в целом. Если бизнес не получит пользы, такая цель — бесполезная, на нее не стоит тратить время и ресурсы.
Time bound (ограниченная по времени)
У цели должен быть дедлайн — срок, к которому она должна быть выполнена на 100%. Если срок превышен, значит, цель считается невыполненной. Установка дедлайна позволяет сделать процесс целеполагания более контролируемым. Важно устанавливать реальное время для выполнения задачи с учетом ограничений и особенностей бизнеса.
Технология подойдет любому бизнесу, вне зависимости от масштаба. Ее можно использовать как для постановки среднесрочных, так и краткосрочных целей. Однако есть нюанс: SMART-система для постановки целей плохо работает в условиях экономической нестабильности и войн. Это связано с тем, что в такое время сложно дать реалистичные прогнозы — слишком много переменных факторов, которые могут негативно сказаться на бизнесе.
Также методику можно использовать для определения личных целей, например, для собственного развития или выполнения определенных задач.
Расскажите о нас своим друзьям