Выберите ваш город
  • Екатеринбург
  • Казань
  • Краснодар
  • Москва
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Санкт-Петербург
  • Уфа
  • Челябинск
  • Астрахань
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Брянск
  • Волгоград
  • Воронеж
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Калининград
  • Калуга
  • Кемерово
  • Киров
  • Красноярск
  • Курск
  • Липецк
  • Махачкала
  • Набережные Челны
  • Новокузнецк
  • Оренбург
  • Пенза
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Рязань
  • Самара
  • Саратов
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Тверь
  • Тольятти
  • Томск
  • Тула
  • Тюмень
  • Ульяновск
  • Хабаровск
  • Чебоксары
  • Ярославль

Бухгалтерский учет

  • Для чего нужен бухучет
  • Правила и принципы
  • Способы ведения

Бухгалтерский учет – это составление документации о работе организации, совершении финансовых операций, заключении сделок. Он отражает движение денег, их использование – как фирма их зарабатывает и тратит. На основании этой информации составляются и подаются отчеты в налоговую.

Для чего нужен


Каждая организация обязана вести бухучет. Отказ от этой обязанности может привести к применению штрафной санкции к директору или самой фирме. ИП могут не заниматься бухгалтерским учетом, но вправе это делать для собственного удобства.

Бухучет используется для контроля над движением средств в организации, а также за принятием и отчуждением активов. 

Показатели, которые отражаются в учете, можно использовать для оценки предприятия. Например, раздел «пассивы» позволяет определить размер долгов и его соотношение с собственным имуществом.

Целями считаются:

  • Сбор информации о финансовой деятельности компании, их фиксация на документации.
  • Контроль за работой юрлица, совершением им финансовых операций.
  • Прогнозирование на будущее – анализ доходов и расходов.
  • Поиск и отражение резервов на случай непредвиденных обстоятельств.
  • Контроль использования ресурсов фирмы, их использованием, а также над балансом активов и пассивов.
  • Анализ и контролирование движения средств внутри компании.


Бухучет используется для отчетов перед ФНС, расчета и последующей оплаты налогов. Налоговая может оценить, как работает организация, выполняет ли свои обязанности, все ли налоги оплачивает.

 

Что в нем отражается


Бухгалтерский учет показывает, как работает организация, отражает все финансовые показатели. В него включаются следующие сведения:

  • Сделки, заключенные с контрагентами. Это может быть купля-продажа, заем, поставка.
  • Активы, принадлежащие компании. Например, имущественные объекты и права, деньги, находящиеся на счетах и в кассе.
  • Обязанности лица, в том числе долги по кредитам, а также по неисполненным обязательствам. Например, если компания купила товар, но не платит за него, у нее возникает долг.
  • Прибыль компании, полученная за отчетный период.
  • Расходы фирмы, то есть то, что она потратила за определенный период.
  • Результат деятельности организации – соотношение расходов, доходов, перспективность вложений.
  • Источники поступления средств и возникновения обязательств. Например, в результате договорной деятельности, вложений учредителей.


После составления бухучета оформляется отчетность. Впоследствии она передается в налоговую для контроля над деятельностью.

 

Правила и принципы ведения бухгалтерского учета


При ведении бухучета нужно учитывать несколько правил:

  • Все финансовые операции, в том числе стоимость активов, фиксируются только в рублях. 
  • Используется принцип двойной записи. Он означает, что все операции должны отражаться по двум счетам – дебету и кредиту. Есть и другие способы, например, использование двух субсчетов одного счета.
  • Непрерывность ведения. Все операции должны отражаться с начала регистрации фирмы до ее закрытия. Никакие перерывы не допускаются. Они могут повлечь несостыковки, что приведет к налоговым проверкам и применением штрафов.
  • Достоверность, то есть соответствие документации. Все обстоятельства должны подтверждаться документально. Например, договорами, накладными.
  • Соответствие действительности. Организациям нужно сверять информацию из документации с реальным положением. Например, может быть проведена инвентаризация, то есть проверка всех активов со складов и иных источников.
  • Измерение в деньгах. Оценка должна производиться только в денежном эквиваленте. 
  • Периодичность, что значит обязанность составлять отчеты регулярно. Они могут быть разными – месячные, квартальные, годовые.
  • Хранение документации. Все важные бумаги должны храниться фирмой в течение 5 лет. Для некоторых категорий установлены другие сроки.


Бухучет позволяет группировать операции, оформлять их для последующей отчетности. Поэтому важно соблюдать правила и принципы для обеспечения понятности и объективности.

 

Способы ведения


Выделяют 2 способа:

  1. Обычный – используется крупным и средним бизнесом. Считается сложным, так как подразумевает подробное фиксирование всех операций. Чаще всего требуется привлечение специалиста – бухгалтера, который будет работать в штате. Организация должна соблюдать все федеральные стандарты, использовать метод двойной записи. Усложняется и отчетность перед ФНС. 
  2. Упрощенный – может быть использован только малыми предприятиями, некоммерческие фирмы. Чтобы применять его, нужно указать это в учетной политике. Процедура ведения существенно упрощается, так как фирмы может не отражать некоторые действия и положения. 


Если есть возможность выбрать упрощенный вариант, стоит ей воспользоваться. Это упростит процедуру и сократит расходы. Чем проще процедура, тем меньше шанс на совершение ошибок.

 

Откуда бухгалтер берет сведения


Все операции, отраженные в учете, должны подтверждаться документально. Используются первичные, к которым относят:

  • Договоры, заключенные с контрагентами.
  • Акты, подтверждающие приемку или сдачу продукции, услуг.
  • Накладные, в которых отражается, какой товар был передан.
  • Банковские выписки и чеки.
  • Приходные ордеры. 


Используя первичную документацию, бухгалтер составляет проводки. Под ними понимаются записи о предпринимаемых действиях. Например, о заключении договора, его исполнении, выплате по кредиту.

Бухучет обязана вести любая организация. Это могут делать и ИП, но они могут от него отказаться. Ведет его либо руководитель, либо назначенное лицо – бухгалтер. Главная задача – фиксация финансовых операций, связанных с приобретением, отчуждением и использованием активов.

 
Расскажите о нас своим друзьям
Дайте обратную связь
Добавить инфо
Нашли ошибку?
Часто ищут
Показать еще
ТОП-5 БАНКОВ